Журнал Кругозор - Чёрный ящик борта 569

Александр Гашин
     На фото: Отдел искусство – Малаева Аида Нуржановна работает с грампластинкой «Тайны чёрного ящика» переводит её в цифровой формат.
     По предложению Евгения Смирнова в декабре 2011 года я направился в Национальную библиотеку Республики Казахстан, расположенную в городе Алматы. После недолгого времени поисков в архивах был найден журнал «Кругозор», в котором была на мягкой пластинке запись «чёрного ящика». Читая материалы о трагедии в зале для посетителей, я еле сдерживал катившиеся из глаз слёзы, отвернувшись от присутствующих в сторону окна. В те минуты я вспоминал многие эпизоды, связанные с армейской жизнью, и всех погибших. Позже в здании библиотеки при помощи её сотрудников эта запись была переведена в цифровой формат (на фото фрагмент сканирования). При помощи Константина Лукинского эта запись была размещена в сети Интернета. Работая с книгой, я сотни раз включал её и, слушая, печатал текст, временами останавливаясь, чтобы вытереть платком глаза. Супруга видела это всё не раз. По голосам, которые слышны на записи «чёрного ящика», понятна вся сложность и ответственность происходящего.
     Спустя несколько дней после катастрофы над Каспием, в полку военно-транспортной авиации однополчане погибшего экипажа 569-го, молча, с комом в горле, слушали записанный на магнитную ленту радиообмен с руководителями полётов и теми, кто был уже обречён.    
     Авиаторы без паники выполняли свой долг. Это последние слова, которые легли на магнитную ленту:   

На фото изображён «чёрный ящик».
18.27.43.
Доклад воздушного стрелка А. Андрияша: «Командир, у нас левый двигатель горит!»
18.27.47.
Полковник Калмыков: «Применить пожаротушение!» (команда на долю секунды опережает «железный» голос автоматического речевого информатора: «Пожар, я – борт 76569, пожар, я – борт 76569, пожар!»).
Доклад старшего борт техника Е. Андреева: «Система пожаротушения сработала…»
18.28.00-18.28.58.
Воздушный стрелок: «Командир, вижу пламя!»
Применяются вторая и третья очереди пожаротушения.
Помощник командира корабля В. Вологин докладывает руководителю полёта о заходе на экстренную посадку на аэродром вылета.
18.29.00-18.29.53.
Руководитель полётов: «Заходите на посадку, полосу вам освобождают».
Воздушный стрелок: «Командир, пожар продолжается!»
Речевой информатор: «Крен велик! Крен велик!»
Командир: «Сильно горит двигатель? Удаление от точки, штурман?»
18.30.03-18.30.58.
Воздушный стрелок: «Да, горит очень сильно… Двигатель отваливается… Закрылки, закрылки горят». (Во время снижения горящий двигатель отделился от самолёта и упал в районе химического завода.)
Помощник командира корабля: «Так, закрылки не выпускаю»
Командир: «Шасси выпустить!»
Старший борт техник: «Шасси задние выпустились, передние - нет… Командир, аварийный выпуск надо применять».
Командир: «Давай аварийно… Ну как там, потухло, нет?..»
18.31.00-18.31.53.
Воздушный стрелок: «Да, командир, пламя уменьшилось, но горит, перед крылом как будто, я не вижу…»
На четвертой минуте пожара пламя на двигателе, как доложил стрелок,  уменьшилось, а с земли руководитель полётов сообщил экипажу, что факела за самолётом не стало.
Устанавливается по прибору атмосферное давление в районе аэродрома.
Помощник командира корабля: «Я-569-й, разрешите снижение?»
Руководитель полётов: «Разрешаю! Стройте заход вправо».
Помощник командира корабля: «Понял, вправо разрешили снижение, приступил к снижению…»
18.32.00-18.32.59.
Командир: «Малый газ!»
Старший борт техник: «Малый газ установлен».
Командир: «Пожарный, санитарный посты, как положено…»
Воздушный стрелок: «Командир, пламя снова…»
Помощник командира корабля – руководителю полётов: «Прошу санитарную и пожарную на полосу». Старший борт техник: «Левая передняя стойка шасси не выпустилась, не до конца выпущена, командир».
Командир: «Аварийно!»
Старший борт техник: «Аварийно выпускаю».
Штурман Ф. Закиров: «Командир, доворачиваем вправо на посадку… вправо».
18.33.01-18.33.58.
Уточняется курс. Воздушный стрелок: «Горит плоскость».
Старший борт техник: «Пожарная система не сработала, командир!»
Командир: «Ещё раз попробуй!»
Старший борт техник: «Включил пожарную… Не включается, кран не открывается…» 18.34.00-18.36.58.
Командир: «Посадка без выпуска механизации, с голым крылом!»
Старший борт техник: «Шасси выпустились».
Командир: «Система пожаротушения?»
Старший борт техник: «Пожарный кран перекрыт!»
    
     Генерал-лейтенант авиации Е. Русанов: «Трагическая развязка наступила за минуту до приземления, когда казалось, что всё позади. Но к этому времени левая плоскость, прогорев, потеряла несущие качества. Самолёт вошёл в левый крен. Резко увеличилась скорость снижения. Исправить положение не хватило рулей…»
    
     Дальше счёт пошёл уже на секунды.
18.37.03. Руководитель полётов: «569-й, влево пять «градусов» возьмите».
06. Воздушный стрелок: «Командир, крыло рушится, плоскость горит!»
13. Штурман: «Удаление – десять километров».
21. Командир: «Пожарный, санитарный пост».
23. Руководитель полётов: «569-й, контроль за высотой!»
39. Командир: «Борт технику по АДО приготовиться к открытию дверей и люков!»
42. Руководитель полётов: «До полосы восемь. На курсе 569-й »
45. Борт техник по авиационно-десантному оборудованию А. Пестерев: «К открытию дверей и люков готов!»
48. Командир: «Хорошо, по команде».
49. Речевой информатор, записанный женским голосом: «Угол атаки уменьшить!»
58. Помощник командира корабля: «Командир, от себя!»
18.38.03. Руководитель полётов: «569-й, не снижайтесь, удаление шесть».
08. Речевой информатор: «Крен велик!...»               
     А. Мурсалиев: «Столб огня, взметнувшийся на высоту до 500 метров, на мгновение осветил всё вокруг. Люди из близлежащих домов высыпали на берег, тщетно вглядываясь в темноту. Но уже через пять минут в море вышла первая лодка – надувная вёсельная. Еще через несколько минут её обогнала моторная. Это – весь имеющийся в наличии флот спасательной станции».               
     - Было темно, но мы при¬мерно запомнили, место падения самолёта и уже минут через 15 заметили хвост, торчащий из воды, - рассказывает начальник спасательной станции Назим Гашимов. – Зажгли факелы. Заметили пятно расползшегося по поверхности керосина, в котором плавали обломки. Долго кружили, кричали, звали. Но, увы, никто уже нас услышать не мог. Нашли мы только спинку от кресла пилота да спальный мешок.
     Генерал-лейтенант авиации Е. Русанов: «Экипаж до последней секунды боролся с аварийной ситуацией. Бортовой самописец бесстрастно зафиксировал огромные физические усилия лётчиков на штурвалы, которых авиаторы не бросили до самого прекращения записи».
      Е. Жирнов: «Подвезённые к берегу прожекторы высвечивали в ночной тьме только хвост самолёта и волны. Вновь с надрывным гулом взлетит «чёрный тюльпан», снова будут литься слёзы».
     Подполковник В. Коржавых. (Спец. Корр. «Правды»): «Погибли люди. Подлинные профессионалы, которые любили своё дело большой, преданной и некрикливой любовью. Они достойно жили и точно так же вели себя в гибельной ситуации. Никто не схватился за парашют, хотя был он у каждого из экипажа под рукой. Не сомневаюсь: никто ни на миг не забыл, что за спиной - с полсотни пассажиров».
     Запись чёрного ящика находится здесь: https://www.youtube.com/watch?v=j3WnRIviEZ4
Продолжение находится здесь: Падала синяя птица - Ансамбль Голубые береты http://www.proza.ru/2016/12/12/554
Все фото будут размещены с помощью фотошопа позднее.